Развитие воображения

Развитие воображения

Вы когда-нибудь задумывались о том, какую важную роль играет наше воображение? В наши дни, если нам отключили интернет, воображение может оказать неоценимую помощь. При этом оно выступает движущей силой созидания, делает людей человечными и способствует развитию критического мышления.

Дети от рождения любят творить. Однако, как и всякий навык, его нужно перенаправить в правильное русло и развивать в течение всей жизни. Отправляя детей в школу, вы эмоционально и физически готовите их к лучшей жизни, личностному росту, заботе о здоровье, ответственности и даже счастью.

Несмотря на то что воображение действительно выступает важнейшей частью развития, чаще всего о нем говорят не так много. В одном известном выступлении на площадке TED на тему творчества и школ сэр Кен Робинсон предположил, что «мы рождаемся креативными, но нас от этого отучают».

Традиционно школы ориентируются на изучение основных предметов, таких как математика и прочие науки, а урокам, связанным с творчеством, например рисованию и музыке, уделяют меньше всего внимания. Считается, что преподаватели должны придерживаться определенных критериев обучения и точно следовать плану урока, поэтому у них не хватает времени и навыков для обучения творчеству. В такой системе учащиеся стараются угодить преподавателю: получать одни пятерки, чаще всего заучивая и зазубривая материал. Со временем это убивает интерес учащегося к предмету. Поэтому обучению в школах зачастую не хватает воображения и творчества.

С другой стороны, творческое мышление приносит пользу в том отношении, что улучшает творческие, социальные и эмоциональные навыки. Внедрение творческих методов в обучение поможет разбудить спящее воображение. Ниже представлены некоторые стратегии, которые, по нашему мнению, являются наиболее эффективными.

Пересмотр системы. Упрощенная обстановка в классе и предоставление учащимся больше свободы в процессе обучения — вот что сможет вызвать их интерес. Таким образом они поймут, что учеба — это в первую очередь работа над собой, а не только над своими оценками. На практике это можно реализовать так, чтобы, работая над сочинением, учащийся сам определял его длину или срок, в который он должен уложиться. Ученики самостоятельно определяют количество и объем заданий, а также сами оценивают собственную работу. Когда учащиеся чувствуют себя участниками процесса, они часто становятся более ответственными за свое обучение.

Понятие импровизации раньше использовалось в отношении джазовых музыкантов и стендап-комиков, но теперь его все чаще можно встретить и в школах. Импровизация — это техника повествования (или игры) без сценария. Наши преподаватели применяют ее при обучении языкам (аудирование и разговор). Например, один ученик начинает рассказ с нескольких строк, а следующий продолжает, затем еще один, и так до тех пор, пока весь класс не примет участие. Важным правилом для каждого дополнения является фраза «Да, и тогда…», что подразумевает продолжение истории, невзирая на случайность. Импровизация пробуждает в учащемся способность к спонтанности и творчеству потому, что за такое занятие в игровой форме не ставится оценка. Она раскрывает личность интровертов и привносит чувство легкости в класс, превращая обучение в веселое занятие.

Зарисовки. Делать зарисовки при прослушивании информации — обычное явление в классе. Несмотря на всеобщее мнение, что зарисовки отвлекают, они могут оказаться полезными, поскольку помогают сфокусироваться на предмете и повышают мозговую активность, в частности, у визуалов. Преподаватели сразу осознают всю пользу зарисовок, как только включают их в классную работу. Например, преподаватель может попросить учеников делать зарисовки по ходу урока, так как это повышает концентрацию и развивает воображение.

Приводите примеры из реальной жизни. Многие ученики быстро теряют интерес, если им кажется, что на практике их знания бесполезны. Чтобы вызвать интерес к предметам, учителя зачастую дают ученикам задание придумать что-нибудь новое, используя выученные на уроках понятия.

При большом объеме заданий и требуемом уровне знаний ученики (особенно старшеклассники) понимают, что учеба — это не развлечение. На учащихся старших классов, например, часто оказывают излишнее давление, напоминая, что к обучению должен быть серьезный подход. В результате их естественный интерес к творчеству и любознательность заменяются единственным представлением, что учиться нужно хорошо. Преподаватели также ощущают на себе тяжесть стандартных тестов и скованность из-за плана обучения. Расширяя рамки проведения уроков и предоставляя больше свободы учащимся, учителя могут вернуть радость и творчество в класс и в итоге донести до детей мысль о том, что человек учится на протяжении всей своей жизни.